Автоматическая коробка переключения передач.Автоматической коробкой передач называют коробку переключения скоростей в автомобиле, которая переключает скорости самостоятельно, без личного участия водителя. Конечно же, в настоящее время существует несколько других коробок, способных переключать скорости самостоятельно (например, роботизированная КПП или вариатор), однако лишь коробку переключения скоростей, оснащенную гидравлическим трансформатором, называют автоматом. Так повелось исторически, ведь данный тип агрегата переключения скоростей появился чуть менее сотни лет назад.

Естественно, современная АКПП существенно отличается от коробки передач середины прошлого века конструктивно, но в целом ее принцип действия практически не изменился.

Основные компоненты и принцип действия автоматической коробки передач.

Каждый крупный автомобильный производитель вносить в классическую автоматическую коробку передач множество изменений, но, как правило, они не связаны с основными компонентами, а касаются небольших деталей и электронной начинки.

Любая АКПП содержит в своем составе:

  • Гидравлический трансформатор. Данная деталь необходима для передачи усилия с двигателя к ведущим колесам. Собственно, главная деталь любой автоматической коробки передач, без которой невозможна сама конструкция.
  • Планетарная передача. Необходима для передачи крутящего момента двигателя к различным элементам агрегата.
  • Фрикционная муфта. Переключает передачи, получая сигнал от электронного блока управления.
  • Обгонная муфта. Сохраняет элементы АКПП в целости и сохранности. В частности, снижает удары, толчки и вибрацию фрикционной муфты в момент переключения передач. В некоторых моделях АКПП обгонная муфта воспрепятствует торможению двигателем.
  • Соединительные механизмы. Различные валы, шестерни и барабаны.

Непосредственно гидравлический трансформатор состоит из центробежного насоса и турбины. Именно турбина соединена с коленвалом коробки передач, а центробежный насос соединен с коленчатым валом двигателя. Работая совместно они выполняют все функции сцепления. В дальнейшем происходит самое интересное, так как передача усилия двигателя осуществляется с помощью специального масла, которые циркулирует в трансформаторе под высоким давлением. Именно с такой достаточно необычной передачей крутящего момента и связаны все достоинства и недостатки коробки передач этого типа.

И если переключение передач на ранних образцах АКПП зависело исключительно от положения педали газа, то сейчас за переключение скоростей отвечает электронных блок. Безусловно, положение педали газа важный параметр, но кроме того обрабатывается информация еще от нескольких десятков датчиков, и решение о переключение передачи, электронный блок принимает в соответствии с их показаниями.

Итак, как только водитель нажимает на педаль газа, крутящий момент двигателя передается на гидравлический трансформатор. Одновременно с этим, электронным блок принимает решение о включении скорости, и запускает механизм планетарной передачи и муфт. Включается необходимая передача и автомобиль начинает движение. Как видно, в схематичном описании структура автоматической коробки передач достаточно проста, и основная роль в ней принадлежит гидравлическому трансформатору. Этим и объясняется то, что АКПП была изобретена очень давно, и уже более полувека пользуется значительной популярностью по всему миру.

Характерные неисправности автоматической коробки передач. Следует сказать сразу, что автоматическая коробка передач – технически сложный агрегат, ремонт которого невозможен в обычных условиях. Ремонтировать такую коробку необходимо лишь в условиях специализированного сервисного центра, а починкой должны заниматься специально обученные люди. Самостоятельный ремонт АКПП заканчивается весьма плачевно, и оборачивается покупкой очень дорогих запасных частей.

Характерные неисправности АКПП подразделяются на два типа:

  • Неисправности электронного блока.
  • Неисправности механической и гидравлической части.

Как уже было сказано выше, электронный блок собирает данные от нескольких десятков датчиков и обрабатывает их, и на основании показаний отдает команду о включении той или иной скорости. Если автоматическая коробка передач вошла в аварийный режим и отказывается работать, то с большой долей вероятности можно диагностировать поломку электронного блока.

Огромным преимуществом является то, что для ремонта электронного блока нет необходимости вскрывать коробку переключения скоростей. Практически во всех моделях авто электронный блок находится в доступном месте (под капотом).

Нередко электронный блок не срабатывает из-за того, что из строя вышли важные датчики, такие как датчик расхода воздуха, датчик распределительного вала или датчик антиблокировочной системы. Как только вышедший из строя датчик будет заменен, электронный блок снова заработает.

Также электронный блок может отказаться работать от повреждения проводов, но чаще всего причиной поломок становится ошибка программного обеспечения. В этом случае блок управления коробкой передач необходимо «перешить» и он начнет работать по-прежнему.

Неисправности механической и гидравлической части сопровождаются толчками и рывками при переключении. Если подобные эффекты при переключении скоростей возникли, то сами собой они не пройдут, и необходимо быть готовыми к ремонту автомобиля. Вскрытие коробки передач в этом случае обязательно, и ремонт обойдется в круглую сумму.

Правила использования автоматической коробки передач.

Езда на автомобиле с АКПП требует некоторых специфических знаний. Конечно же, управлять таким автомобилем намного проще, чем машиной с ручной коробкой передач, но и определенные сложности все же есть.

  • Для остановки автомобиля с АКПП нужно изначально включить стояночный тормоз, и лишь потом переводить рычаг в положение «нейтраль». Дело в том, что если машина будет иметь небольшой наклон, то может произойти блокировка КПП.
  • Автомобиль с АКПП очень сложно раскачать, и тем самым выбраться из грязи или снега. Если раскачивать машину с помощью постоянных переключений с задней скорости на первую, то коробка попросту «сгорит» уже после десятка подобных переключений подряд.
  • Любителям стартовать с пробуксовкой и уличным гонщикам не рекомендуется приобретать автомобили с автоматической коробкой. Если одновременно удерживать газ и тормоз (а это необходимо при трогании с пробуксовкой), вся энергия уйдет в масло АКПП. Коробка может нагреться за несколько секунд, и после десятка таких трюков попросту выйдет из строя.
  • Если автомобиль с АКПП выйдет из строя, то транспортировать его нужно по формуле «40х40», что означает скорость не выше 40 км/час, на дистанцию не выше 40 километров. Более того, некоторые автомобили можно перевозить лишь на эвакуаторе, а это накладывает на владельца дополнительные расходы.

Достоинства и недостатки автоматической коробки передач. К достоинствам можно отнести следующее:

  • Простота. Не даром АКПП пользуется огромной популярностью у слабого пола. Любой новичок сможет вести такой автомобиль без дополнительных сложностей. Освоение такой коробки передач не вызывает даже малейший затруднений.
  • Комфорт. Передачи переключаются очень плавно и мягко. В современных автомобилях переключения не чувствуется вовсе, и машина идет очень и очень мягко.

К недостаткам можно отнести:

  • Низкий КПД. Автоматическая коробка передач имеет низкий коэффициент полезного действия, и тем самым отбирает примерно 10% мощности двигателя. Потребление топлива также возрастает на 10-15%.
  • Дорогостоящий ремонт. Самостоятельно отремонтировать такую коробку не получится. Придется обращаться в сервис и приобретать не дешевые запасные части.
  • Необходимость регулярного обслуживания. Масло в АКПП нужно менять достаточно часто, в противном случае ремонт неизбежен.
  • Проблематичность использования зимой. Перед поездкой в мороз необходимо тщательно прогреть машину и полностью исключить вероятность резкого старта.

Помимо этого, автомат нередко ведет себя некорректно в гололед или на бездорожье.

Автоматическая коробка передач. Устройство, принцип работы, преимущества и недостатки АКПП.

Автоматическая коробка передач. Устройство, принцип работы, преимущества и недостатки АКПП.

Автоматической коробкой передач называют коробку переключения скоростей в автомобиле, которая переключает скорости самостоятельно, без личного участия водителя. Конечно же, в настоящее время существует несколько других коробок, способных переключать скорости самостоятельно...

АКПП типтроник(Tiptronic). Что такое типтроник.

АКПП типтроник(Tiptronic). Что такое типтроник.

Слово "типтроник" в последнее время стало одним из популярных в обиходе водителей. Существуют также другие вариации - "коробка типтроник", "АКПП типтроник". Но данные слова, широко вошедшие в словарный оборот, не...

Вариатор. Устройство и принцип работы вариаторной коробки передач.

Вариатор. Устройство и принцип работы вариаторной коробки передач.

Просматривая каталоги новых автомобилей, с каждым годом все чаще в графе «тип коробки переключения передач» (КПП) можно увидеть слова «вариатор», либо же обозначение «CVT». Что представляет из себя этот тип...